Что такое ГУР?
Гидравлический усилитель руля (ГУР) – это система, входящая в состав рулевого управления автомобилем. ГУР позволяет снизить усилия, прикладываемые водителем для поворота ведущих колес.Механизм представляет собой замкнутый контур, внутри которого находится около литра специальной жидкости. Ее главная функция – передача давления, создаваемого насосом, на поршень гидроцилиндра. Кроме того, она смазывает и охлаждает узлы гидроусилителя, а также защищает их от коррозии.
Характеристики жидкостей для ГУР:
• Вязкость;• Смазывающую способность;
• Антикоррозионные свойства;
• Устойчивость к пенообразованию;
• Термостойкость.
Классификация жидкостей ГУР
Жидкости, используемые в гидроусилителе, можно разделить по нескольким критериям:Цвету;
Составу;
Разновидностям.
Различие жидкостей для ГУР по цветам
Руководствоваться только цветом при выборе масла неправильно, хотя такая практика широко распространена среди автовладельцев.Дело в том, что выбор красящего пигмента полностью зависит от производителя. В результате и минеральные, и синтетические жидкости могут иметь одинаковый цвет. При этом смешивать их категорически запрещено.
Красная жидкость для ГУР
Несмотря на это, существуют все же некие общепринятые нормы по окраске жидкостей. Синтетическое трансмиссионное масло для АКПП и ГУР имеет красный цвет. Эталонной считается марка Dexron от General Motors.Желтая жидкость для ГУР
Желтые масла, производимые концерном Daimler и по его лицензии, предназначены для гидроусилителей Mercedes-Benz. Они бывают синтетическими и минеральными.Зеленая жидкость для ГУР
Зеленые жидкости в большинстве своем многофункциональны и могут иметь разный состав. Они используются в гидроусилителях, подвесках и других системах, предусматривающих работу с такими маслами. Смешивать зеленые жидкости с другими нельзя (если только производитель не заявил об их полной совместимости).Виды жидкостей для ГУР
Все указанные жидкости бывают трех основных типов:Специальные жидкости PSF (Power Steering Fluid — жидкость гидроусилителя руля).
Жидкости для автоматических трансмиссий ATF (Automatic Transmission Fluid).
Универсальные гидравлические жидкости (Hydraulic Fluid).
Виды составов жидкостей для ГУР
По составу жидкости ГУР можно разделить на минеральные, полусинтетические и синтетические.Синтетическая жидкость для ГУР
Нефтяные фракции для их производства проходят очистку методом гидрокрекинга. Полиэфиры, многоатомные спирты и наборы присадок наделяют масла выдающимися характеристиками: широким диапазоном рабочих температур, устойчивой масляной пленкой, долгим сроком службы.Однако у синтетики есть ограничения в применении: ее нельзя заливать в гидроусилители, рассчитанные на минеральную жидкость. В таких устройствах эластомерные уплотнения выполнены из обычной резины, чувствительной к воздействию компонентов синтетического масла.
Для них оптимальным выбором станут минеральные гидравлические жидкости, которые нейтральны к любым эластомерам.
Минеральные жидкости для ГУР
Минеральные жидкости содержат от 80 до 98 % нефтяных фракций. Остальную часть состава занимают присадки, улучшающие рабочие характеристики масел.Минеральные жидкости ГУР самые недорогие, но и срок службы у них небольшой.
Полусинтетические жидкости для ГУР
Полусинтетические масла имеют свойства синтетических и минеральных. В результате они получают преимущества и тех, и других: пониженное пенообразование, хорошую текучесть, теплоотводящие свойства – и все это по доступной цене.Можно ли смешивать разные жидкости в ГУР?
Смешивать жидкости ГУР допустимо лишь в некоторых случаях – возможные вариации обычно указаны на упаковке и в рекомендациях автопроизводителя.Ни в коем случае нельзя смешивать синтетику и минералку, нежелательно также делать «коктейль» из масел разных цветов (если на это нет прямого одобрения).
Относительно трансмиссионного масла все не так однозначно. Японцы зачастую используют одну и ту же жидкость ATF и для автоматической трансмиссии, и для гидроусилителя. Европейцы же настаивают на использовании в ГУР специальных масел PSF.
Когда надо менять жидкостей в ГУР?
Прежде всего надо посмотреть мануал по эксплуатации автомобилем. В разных моделях рекомендуемый промежуток времени будет отличаться.Существуют следующие рекомендации:
При обычной эксплуатации автомобиля до 10 000 км/год жидкость для ГУР стоит менять раз в 2 года.
При интенсивной эксплуатации автомобиля замену жидкости стоит выполнять раз в год или после 30 000 км пробега.
Однако проверять жидкость нужно чаще, хотя бы 1 раз в 6-12 месяцев, так как помимо собственно выработки, она испытывает влияние перепада температур и механизмов.