Автомат или вариатор: что экономичнее и надежнее?

Существует множество видов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего применяют коробки передач трех типов: АКПП, роботизированные коробки передач, бесступенчатые вариаторы, которые часто обозначают CVT.
Конструктивно все они отличаются и имеют свои ряд преимуществ, так и недостатки. Раньше всех стали популярны именно классические автоматы, которые уже более 80 лет устанавливаются на легковых автомобилях.
Вслед за ними широко начали устанавливать роботизированные трансмиссии, которые долгое время вызывали сомнение у автовладельцев из-за не очень надежной конструкции. С годами они модернизировались, и степень недоверия к роботизированным коробкам передач немного упало.
Большее распространение на современных машинах начали получать бесступенчатые вариаторы, которые идут по пути, уже когда-то пройденному «роботами».
Что такое АКПП? Как она работает?
Автоматическая коробка передач (АКПП) — это устройство, работа которой позволяет ей в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наиболее подходящее доступное передаточное отношение и переходить с одного передаточного отношения на другое, обеспечивая упрощенную для водителя процедуру трогания с места, а также автоматически выполнять переключения, подстраивая внешнюю скоростную характеристику двигателя под заданную водителем скорость движения в текущих дорожных условиях.
Плюсы автомата(АКПП)
Легкое управление. С точки удобства трогания с места и принципа действий для водителя современный вариатор ничем не уступает автомату, однако благодаря все тем же переключениям гидромеханическая коробка позволяет точнее дозировать тягу и лучше справляется при разгонах во время маневров и обгонов.
Простое и доступное обслуживание. Жидкость для работы гидротрансформатора, которую зачастую ошибочно называют «маслом», также требуется специальная с допусками. Однако в сравнении со смазочным материалом вариатора она не столь дорогая. К тому же ее замена требуется не столь часто. Да и электронных компонентов в современных автоматах хоть и много, но все же меньше, чем в вариаторе.
Высокая надежность. За более чем 80 лет АКПП прошла целую череду изменений и доработок, так что по части надежности по-прежнему остается одним из лучших решений среди автоматических коробок передач.
Минусы автомата(АКПП)
Недостаточная динамика. Современные автоматы работают очень быстро и плавно, однако потери в гидротрансформаторе и небольшие разрывы потока мощности в нем все же сказывается на динамических характеристиках автомобиля, оснащенного такой трансмиссией.
Низкая производительность. Потери мощности и крутящего момента в жидкости гидротрансформаторе влияют на коэффициент полезного действия. КПД силовой установки автомобилей с традиционным АКП все же ниже, чему у машин с механической коробкой передач, роботом или вариатором.
Увеличение потребления топлива. Из-за потерь в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматом, всегда чуть выше, чем на машинах с другим типом трансмиссий.
Что такое вариатор? Как он работает?
Вариатор — это вид автоматической коробки передач, который передает крутящий момент от двигателя к колесам и способен плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, по заданной программе или вручную. В автомобилестроении такой тип трансмиссии также обозначают аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission).
Удивительно, но изобрели вариатор даже гораздо раньше, чем обычные автоматы, но применяли его все же не на автомобилях и не получили широкое распространение. Патент на вариатор был выдан еще в конце XIX века и использовался для изменения скорости вращения валов на станках.
А первый автомобиль с таким типом трансмиссии появился лишь в 1950-х годах. Вариатор впервые начал устанавливаться на конвейере автомобилей марки DAF, которая в те годы производила не только грузовики, но и легковые автомобили. Затем начали устанавливать на некоторые модели Volvo, а конце 1990-х и начале 2000-х годах вариатор c фирменным наименованием Tiptronic использовался на младших сериях седанов марки Audi. Но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.
Плюсы вариатора
Плавность движения. Благодаря отсутствию переключений передач вариатор обеспечивает более высокую плавность хода, чем другие типы автоматических трансмиссий. Динамичный разгон. Благодаря отсутствию переключений в вариаторе в отличие от других типов трансмиссий не происходит разрыва потока мощности, соответственно разгон у машин с такой трансмиссией получается более динамичным.
Высокий КПД. Вариатор обеспечивает более высокий КПД всей силовой установке автомобиля благодаря уменьшению потерь при его работе. В процентах этот показатель может быть на 5-10% выше, чем у других типов автоматических передач.
Экономичность. Более высокий КПД обеспечивает и более высокую эффективность, поэтому вариатор позволяет тратить меньше топлива по сравнению с автоматами и повысить экономичность автомобиля.
Минусы вариатора
Плавные ускорения. Вариатор позволяет машине быть динамичнее, но из-за все того же отсутствия переключений он не всегда быстро ускоряет машину сходу. Управлять тягой двигателя во время обгонов на машине с вариатором намного сложнее.
Сложная электроника. Все современные вариаторы оснащены управляющей электроникой, чьи программное обеспечение достаточно сложное. Оно нередко выходит из строя и требует перепрошивки блоков управления.
Дорогостоящее обслуживание. В вариаторах используется специальные смазочные материалы, которые требуют замены при его обслуживании. Межсервисный интервал у таких трансмиссий не очень большой, однако масло для вариаторов весьма дорогое. И оно, как правило, не заменяется более дешевыми аналогами, поскольку использование несоответствующего смазочного материала может привести к серьезной поломке и дорогостоящему ремонту.
Отличие вариатора от автомата с экономической точки зрения
Трансмиссионная жидкость. Замена жидкости в вариаторе происходит чаще и дороже.
Расход топлива. Топливо в машине с вариатором более экономично.
Ремонт. Обслуживание и ремонт вариатора намного дороже, чем эксплуатация машины. Вариатор - довольно сложный и чувствительный механизм.
Хотя вариатор дороже в обслуживании, но сама коробка дешевле автомата. А при правильном использовании может служить долго и без ремонта.
Какое устройство лучше по надежности?
Чтобы определить степень надежности устройств, ставится ряд сложных условий:
- езда по бездорожью;
- высокие скорости;
- спортивная езда.
Вариатор не справляется с тяжелыми условиями. Его конструкция не выдерживает нагрузок. Здесь лучше подойдет АКПП.
Предназначение вариатора - плавное движение без резких ускорений.
Что лучше: вариатор или автомат?
Каждая их эти трансмиссий имеет как свои неоспоримые преимущества, так и недостатки. Так что конечный выбор в пользу модели с тем или иным типом автоматической коробки передач будет зависеть от целей и задач, которые вы ставите перед автомобилем.
По своим техническим характеристикам, вариатор получает преимущество над классическим гидромеханическим автоматом. Это касается и динамики разгона, и невысокого расхода топлива, и плавности хода из-за отсутствия переключений. Вместе с тем, такая трансмиссия капризна по части управляющей электроники, а также достаточно дорогая в обслуживании и в ремонте в случае возникновения такой необходимости.
Автомат не столь эффективен, не обеспечивает такую же высокую плавность хода, да и расход топлива у машин с такой трансмиссией все же немного выше, чем у схожих машин с вариатором. Однако он обеспечивает куда более интересные технические характеристики, лучше работает во время ускорений ходом, а также более прост в обслуживании и обладает высокой надежностью.
Если для вас важнее экономичность, то выбор лучше сделать в пользу вариатора, а если в приоритете находится динамика и надежность, то классический автомат окажется более рациональным решением.
Yacco ATF X FE 1л
6310,00 ₸ATF X FE – полностью 100% синтетическая низковязкая энергосберегающая жидкость. для автоматических трансмиссий последнего поколения. П рименение 100% синтетическая жидкость для современных автоматических трансмиссий и систем гидроусилителя руля легковых автомобилей. Специально разработано для широкого круга современных многоскоростных моделей легковых автомобилей с автоматическими трансмиссиями (включая 8- и 9-ступенчатые) , рассчитанными на применение низковязких энергосберегающих жидкостей, в том числе оборудованных секвентальными электронно-управляемыми АКПП (с возможностью ручного переключения передач) , требующих ATF с низкой вязкостью для лучшей экономии топлива и снижения выбросов CO 2.
Yacco ATF X FE 60л
297150,00 ₸ATF X FE – полностью 100% синтетическая низковязкая энергосберегающая жидкость. для автоматических трансмиссий последнего поколения. П рименение 100% синтетическая жидкость для современных автоматических трансмиссий и систем гидроусилителя руля легковых автомобилей. Специально разработано для широкого круга современных многоскоростных моделей легковых автомобилей с автоматическими трансмиссиями (включая 8- и 9-ступенчатые), рассчитанными на применение низковязких энергосберегающих жидкостей, в том числе оборудованных секвентальными электронно-управляемыми АКПП (с возможностью ручного переключения передач) , требующих ATF с низкой вязкостью для лучшей экономии топлива и снижения выбросов CO 2.
Yacco ATF X 1л
7810,00 ₸ATFX – синтетическая жидкость для автоматических трансмиссий. П рименение Жидкость для автоматических коробок передач, усилителей рулевого управления и гидравлических систем многих транспортных средств: лёгкие грузовые автомобили , многоцелевые легковые автомобили , тяжёлые грузовые автомобили , автобусы , строительные машины и сельскохозяйственная техника. С войства и преимущества Коэффициент трения оптимизирован для обеспечения оптимальной работы коробок передач, установленных на транспортных средствах европейского, азиатского и американского производства.
Yacco ATF X 60л
410780,00 ₸ATFX – Синтетическая жидкость для автоматических трансмиссий. П рименение Жидкость для автоматических коробок передач, усилителей рулевого управления и гидравлических систем многих транспортных средств: лёгкие грузовые автомобили , многоцелевые легковые автомобили , тяжёлые грузовые автомобили , автобусы , строительные машины и сельскохозяйственная техника. С войства и преимущества Коэффициент трения оптимизирован для обеспечения оптимальной работы коробок передач, установленных на транспортных средствах европейского, азиатского и американского производства.
Yacco ATF X 5л
37200,00 ₸ATFX – синтетическая жидкость для автоматических трансмиссий. П рименение Жидкость для автоматических коробок передач, усилителей рулевого управления и гидравлических систем многих транспортных средств: лёгкие грузовые автомобили , многоцелевые легковые автомобили , тяжёлые грузовые автомобили , автобусы , строительные машины и сельскохозяйственная техника. С войства и преимущества Коэффициент трения оптимизирован для обеспечения оптимальной работы коробок передач, установленных на транспортных средствах европейского, азиатского и американского производства.
Yacco ATF X FE 5л
30530,00 ₸ATF X FE – полностью 100% синтетическая низковязкая энергосберегающая жидкость. для автоматических трансмиссий последнего поколения. П рименение 100% синтетическая жидкость для современных автоматических трансмиссий и систем гидроусилителя руля легковых автомобилей. Специально разработано для широкого круга современных многоскоростных моделей легковых автомобилей с автоматическими трансмиссиями (включая 8- и 9-ступенчатые), рассчитанными на применение низковязких энергосберегающих жидкостей, в том числе оборудованных секвентальными электронно-управляемыми АКПП (с возможностью ручного переключения передач) , требующих ATF с низкой вязкостью для лучшей экономии топлива и снижения выбросов CO 2.
Mannol ATF AG52 Automatic Special – 1л
4000,00 ₸Специальное всесезонное трансмиссионное синтетическое масло (ATF) для современных 4-5 ступенчатых. автоматических коробок передач (АКПП) концерна ZF. Не походит для 6-ступенчатых АКПП. Обеспечивает бесперебойную работу АКПП, гарантирует минимальный износ, продолжительный срок службы трансмиссий и экономию топлива даже при максимальных нагрузках.
Yacco ATF DX VI MV 1л
7760,00 ₸100% синтетическая низковязкая энергосберегающая жидкость для современных автоматических трансмиссий и. систем гидроусилителя руля легковых автомобилей. Dexron VI – примечание: жидкость ATF DX VI MV окрашена в красный цвет П рименение Специально разработано для широкого круга современных моделей легковых автомобилей с автоматическими трансмиссиями (включая 8- и 9-ступенчатые), рассчитанными на применение низковязких энергосберегающих жидкостей, в том числе оборудованных секвентальными электронно-управляемыми АКПП (с возможностью ручного переключения передач). Особенности ► Оптимизированный коэффициент трения для бесперебойной работы коробки передач в течение всего срока службы жидкости.
Yacco ATF CVT 1л
8390,00 ₸100% синтетическая жидкость для автоматических трансмиссий. П рименение Выcокоэффективная синтетическая жидкость для коробок передач с беcступенчатым изменением скоростей C. V.
Yacco ATF CVT 60л
440070,00 ₸100% cинтетическая жидкость для автоматических трансмиссий. П рименение Выcокоэффективная синтетическая жидкость для коробок передач с беcступенчатым изменением скоростей C. V.
Yacco ATF CVT 5л
38270,00 ₸100% cинтетическая жидкость для автоматических трансмиссий. П рименение Выcокоэффективная синтетическая жидкость для коробок передач с беcступенчатым изменением скоростей C. V.
WOLF ECOTECH CVT FLUID 1л
6230,00 ₸Этот полностью синтетический смазочный материал, созданный на основе тщательно отобранных. высококачественных базовых масел, был разработан для использования в большинстве бесступенчатых вариаторов. Он подходит для большинства бесступенчатых трансмиссий со стальными ремнями или цепями, а также обеспечивает превосходную защиту от износа и стабильный коэффициент трения. П рименение Производители обычно рекомендуют специальные жидкости для своих вариаторов.
WOLF ECOTECH CVT FLUID 4л
23250,00 ₸Этот полностью синтетический смазочный материал, созданный на основе тщательно отобранных. высококачественных базовых масел, был разработан для использования в большинстве бесступенчатых вариаторов. Он подходит для большинства бесступенчатых трансмиссий со стальными ремнями или цепями, а также обеспечивает превосходную защиту от износа и стабильный коэффициент трения. П рименение Производители обычно рекомендуют специальные жидкости для своих вариаторов.