Вариатор и робот – две довольно многообещающие разработки в области автоматических трансмиссий.
Отличия КПП робота и вариатора
Особенностью конструкции вариатора является наличие конусов, по которым перемещается ремень, позволяя плавно передавать мощность от двигателя на ведущие колеса. Эта современная автоматика, которая может контролировать все процессы работы трансмиссии, обеспечивая при этом максимально возможный комфорт за рулем. По габаритам роботизированные коробки передач будут куда крупнее, чем бесступенчатые КПП. Неудивительно, что вариаторами оснащают не только автомобили, но и квадроциклы и даже мотоциклы. В процессе работы у вариатора осуществляется меньше фрикционного взаимодействия, соответственно удается сократить показатель расхода топлива.Что такое вариатор?
Вариатор – это разновидность автоматической коробки передач, Предназначен для плавной передачи крутящего момента от двигателя к колесам и непрерывного изменения передаточного числа в фиксированном диапазоне.Часто в технической документации на автомобиль можно встретить аббревиатуру CVT как обозначение коробки передач. Это вариатор, в переводе с английского - «постоянно меняющаяся передача передаточного числа» (Continuously Variable Transmission).
Основная задача вариатора - обеспечить плавное изменение крутящего момента от двигателя, что делает разгон автомобиля плавным, без рывков и провалов. Мощность машины используется по максимуму, а топливо расходуется по минимуму.
Управление вариатором практически такое же, как управление автоматической коробкой передач, за исключением плавного изменения крутящего момента.
Детали вариаторной коробки передач дорогие и недоступные, да и сама коробка передач не будет дешевой, и с ее ремонтом могут возникнуть проблемы.
Достоинства вариатора
• Плавное движение автомобиля, плавное ускорение;• Экономия топлива, ведь используется весь потенциал двигателя при минимальном фрикционном трении;
• Простота и меньший вес коробки по сравнению с классической АКПП;
• Способность двигаться с максимальным крутящим моментом двигателя.
Недостатки вариатора
• Дороговизна коробки и ее ремонта, дорогие расходники и масло для вариатора;• Непригодность для высоких нагрузок и тяжелых дорожных условий;
• «Эффект задумчивости» при переключении передач;
• Ограничения на установку на автомобили с двигателями большой мощности.
Чтобы устройство не подводило водителя во время работы, необходимо соблюдать следующие условия:
• Следить за уровнем масла в трансмиссии и вовремя менять;
• Не нагружать в холодный зимний период в начале движения, при буксировке автомобиля и при движении по бездорожью;
• Периодически проверять разъемы и проводку блока на предмет обрывов;
• Следить за работой датчиков: отсутствие сигнала с любого из них может привести к некорректной работе коробки.
CVT — это новая и еще не до конца оптимизированная система трансмиссии, имеющая ряд недостатков. Несмотря на это, производители и инженеры пророчат ей большое будущее. Вариатор - простейший вид трансмиссии как по технической конструкции, так и по принципу действия.
Несмотря на очевидные преимущества, обеспечивающие экономию топлива и комфорт при вождении, вариаторы сегодня набирают популярность в легковых автомобилях и мотоциклах.
Роботизированная трансмиссия
Роботизированная коробка передач (робот) - механическая трансмиссия, в которой автоматизированы функции переключения передач и управления сцеплением. Эту роль выполняют два привода, один из которых отвечает за управление механизмом переключения передач, второй - за включение и выключение сцепления.Робот спроектирован так, чтобы объединить преимущества механической коробки передач и автоматической машины. Он сочетает в себе комфорт вождения (от машины), а также надежность и экономию топлива (от механика).
Устройство и принцип работы робота
Основными элементами, из которых состоит роботизированная коробка передач, являются:• механическая коробка передач;
• сцепление и привод сцепления;
• привод переключения передач;
• блок управления.
Принцип работы робота практически не отличается от работы обычной механики. Отличие заключается в системе управления. В роботе это делается с помощью гидравлического и электрического приводов. Гидравлические элементы обеспечивают быстрое переключение, но требуют дополнительных ресурсов. В электроприводах, наоборот, затраты минимальны, но при этом возможны задержки в их работе.
Роботизированная трансмиссия может работать в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. В автоматическом режиме электронное управление создает определенную последовательность управления коробкой. Процесс основан на сигналах входных датчиков. В полуавтоматическом (ручном) режиме переключение передач осуществляется последовательно с помощью рычага переключения передач. В некоторых источниках роботизированную трансмиссию называют «секвентальной коробкой передач» (от латинского sequensum - последовательность).
Недостатки робота
Роботизированная коробка передач содержит все преимущества автомата и механики. Однако нельзя сказать, что он лишен недостатков. К этим недостаткам можно отнести:1. Трудности адаптации водителя к КПП и непредсказуемость поведения робота в сложных дорожных условиях;
2. Неудобная езда по городу (резкие трогания с места, рывки и рывки при переключении передач держат водителя в постоянном напряжении);
3. Возможен и перегрев сцепления (во избежание перегрева сцепления необходимо на остановках включать «нейтральный» режим, что само по себе тоже утомительно);
4. «Эффект вдумчивости» при переключении передач. Это не только раздражает водителя, но и создает опасную ситуацию при обгоне;
5. Невозможность буксировки, что тоже присуще вариатору;
6. Возможность откатить машину назад на крутом склоне (с вариатором это невозможно).
Преимущества робота
1. Низкая стоимость по сравнению с автоматом или вариатором;2. Экономный расход топлива (тут даже механика уступает, а вот вариатор в этом плане лучше: плавное и бесступенчатое переключение экономит больше топлива);
3. Жесткое соединение двигателя с ведущими колесами, благодаря которому можно вывести автомобиль из заноса или затормозить двигателем.
Из-за множества недостатков, присущих роботизированной коробке передач, разработчики решили пойти дальше и все же реализовать идею создания коробки передач, которая бы совмещала в себе все преимущества автомата и механики.
Так появился робот с двойным сцеплением, разработанный компанией Volkswagen. Он получил название DSG (Direct Shift Gearbox), что в переводе с английского означает «коробка передач с синхронизированным переключением». Преселективная передача - еще одно название второго поколения роботов.
Коробка оснащена двумя дисками сцепления: один включает четные передачи, другой - нечетные. Обе программы всегда включены. Во время движения автомобиля один диск сцепления всегда готов, а другой находится в замкнутом состоянии. Первый включит свою передачу, как только второй будет отключен. В результате переключения передач происходят практически мгновенно, а плавность хода сравнима с работой вариатора.
Коробка двойного сцепления имеет следующие характеристики:
• экономичнее;
• удобнее простого роботизированной коробки передач;
• передает больше крутящего момента, чем вариатор;
• обеспечивает такое же жесткое соединение между колесами и двигателем, как и механика.
С другой стороны, стоимость данной КПП будет выше стоимости механики, а расход выше, чем у обычного робота. С точки зрения комфорта все равно выигрывают вариатор и автомат.
Что выбирать? Выбирать вам, проанализировав плюсы и минусы робота и вариатора.
Масло для роботизированной коробки передач (DCT) вы можете найти у нас на сайте.