Увеличенный расход топлива — одна из самых частых неисправностей
Как правило, этим славятся автомобили с пробегом. Однако и у новых машин аппетит может резко подскочить. Возможно, причиной перерасхода топлива стал выход из строя одного из датчиков.
Некоторые датчики могут дать сбой, а то и вовсе выходить из строя. Последствия поломки не заставят себя долго ждать. На приборной панели зажигаются контрольные лампы, сообщающие о той или иной ошибке. Да и в поведении автомобиля становятся заметны некоторые изменения.
1. ДМРВ
Например, двигатель ни с того, ни с сего начинает потреблять больше топлива.
На автомобилях с электронным впрыском увеличение расхода, а также провалы при переключении передач, вялая динамика и запуск двигателя не с первого раза могут говорить о выходе из строя датчика массового расхода воздуха.
Признаки неисправности ДМРВ:
- Двигатель работает с перебоями на холостом ходу. Особенно при запуске двигателя до прогрева будут сильные колебания оборотов;
- Иногда двигатель просто глохнет, если добавлять обороты педалью акселератора;
- Обороты зависают. Также обороты могут зависать на отметке 2-3 тысячи при полном сбросе газа и держаться так несколько секунд;
- Пропала тяга двигателя;
- Увеличенный расход топлива;
- Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха может приводить к тому, что смесь будет слишком богатой, в результате расход увеличится на 20-30%.
2. Датчик охлаждающей жидкости
Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости так же может стать причиной перерасхода горючки. Сообщая управляющей электронике ложные заниженные показания, датчик путает ее, а та, в свою очередь, подает в камеры сгорания излишне обогащенную топливную смесь и задирает обороты двигателя.
Возможно несколько причин некорректных показателей датчика:
- неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя;
- неисправен термостат;
- «завоздушена» система охлаждения (где-то возникла воздушная пробка);
- неисправен радиатор;
- сбой компьютера.
К тому же работа автоматической коробки передач (АКПП) зависит от датчика температуры. И если датчик не сообщил, что все в порядке, то коробка просто-напросто не переключится на повышенную передачу. А «низкие» передачи, как известно даже начинающим автовладельцам, не просто потребляют топливо, а потребляют его в совершенно неимоверных количествах.
3. Датчик кислорода или лямбда-зонд
Ошибка Check Engine может сулить самые разные проблемы, и датчики кислорода или лямбда-зонды, расположенные до катализатора и после. Будучи неисправными, они так же могут путать электронный блок управления. Ориентируясь на неверные показателе этих датчиков, электроника вносит коррективы в топливную смесь, и это так же ведет к повышению расхода топлива.
Плавающие холостые обороты. Неработающий кислородный датчик лямбда зонд приводит к тому, что обороты на холостом ходу не держатся на одном уровне, и постоянно проседают до 500-600 оборотов. Это связано с тем, что подается обедненная смесь, которой недостаточно для стабильной работы мотора на холостых.
Снижение мощности двигателя. Помимо плавающих оборотов из-за обедненной смеси снижается мощность двигателя. В результате двигатель медленно набирает обороты, плохо едет на подъем, слабо разгоняется.
Неправильно работающий датчик также может привести и к тому, что существенно увеличивается расход топлива, на 20-30%. Из-за того, что подается слишком много топлива, выхлоп становится темным и имеет отчетливый запах бензина, который не полностью сгорает в катализаторе. Определить чрезмерное обогащение смеси можно по черному налету на свечах.
Рывки при ускорении. При некорректно работающем лямбда-зонде автомобиль не может быстро и равномерно ускоряться, появляются рывки и дергания.
Кстати, кислородный датчик может быть инициатором повышенного расхода топлива, но не быть причиной. Такая ситуация возникает в результате нештатного подсоса воздуха в выпускном коллекторе перед датчиком кислорода. Если в автомобиле перед канализатором есть так называемая «гофра», и ее целостность нарушена (потертости или дыры), то датчик кислорода воспринимает лишний воздух, как обедненную топливную смесь, и автоматически добавляет топливо.
4. Дроссельная заслонка
Check Engine может появится и по другой причине. Например, когда увеличение расхода топлива сопровождается плавающими оборотами на холостом ходу и подергиваниями при разгоне. В этом случае стоит проверить датчик положения дроссельной заслонки.
Еще одной причиной перерасхода топлива на автомобилях с электронной системой впрыска может быть датчик положения дроссельной заслонки (ТРS). Если ТРS изначально выставлен неверно, то компьютер (оборудование наивное и доверчивое) будет принимать искаженные показания за единственно правильные.
В результате возникают следующие ошибки:
- повышенные обороты холостого хода;
- неверный (либо ранний, либо поздний) угол опережения зажигания;
- неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
- неверный состав топливно-воздушной смеси.
Дополнительные возможные причины, которые могут повлияют на повышение расхода топлива:
- позднее зажигание; сдвиг угла на 1% увеличивает расход на 1 %;
- неправильно выставленные зазоры в свечах зажигания, а также перебои в работе свечей;
- ближний свет фар увеличивает расход на 5 %, дальний — на 10 %;
- температура охлаждающей жидкости ниже расчетной;
- движение при непрогретом двигателе;
- повышенный износ цилиндропоршневой группы;
- износ кривошипно-шатунного механизма;
- износ сцепления;
- износ механизма газораспределения, а также неотрегулированные зазоры клапанов;
- перетянутые подшипники ступиц колес (плохой накат);
- неотрегулированный сход-развал;
- пониженное давление в шинах;
- каждые 100 кг груза — 10 %; загруженный багажник на крыше увеличивает расход на 40 %, пустой — на 5 %, прицеп — на 60 %;
- манера езды;
- несвоевременная замена воздушного фильтра (рекомендуется заменять через каждые 5 тыс. км); применение воздушных фильтрующих элементов с тяжелыми матерчатыми предочистителями; рекомендуются фильтрующие элементы легкого типа без предочистителей, поскольку сопротивление воздушного потока через такой фильтр минимальное;
- проблемы, связанные с системой питания (карбюратор, бензонасос, форсунки);
- применение низкооктанового бензина;
- дефорсированные моторы с уменьшенной степенью сжатия;
- встречный сильный ветер, повышающий сопротивление и “обтекаемость” автомобиля;
- движение с низким коэффициентом сцепления.
- Засорившийся топливный фильтр.