Состав моторных масел. Классификация API

  • Состав моторных масел. Классификация API

Все, что нужно знать о составе моторных масел, чтобы понимать их истинную ценность. 

Более половины себестоимости моторного масла приходится на стоимость его базы – базового масла, которое есть основа любого смазочного материала.
Казалось бы: зачем обычному автолюбителю вдумываться, что там внутри у моторного масла? Какую ценность несёт в себе знание о том, например, что такое базовые масла, какими они бывают и чем они друг от друга отличаются?
Пожалуй, немного разбираться в вопросе следует хотя бы затем, чтобы понимать, за что именно мы платим, покупая автомобильное масло: за реальную ценность состава – или за выдающийся маркетинг.

Группы базовых масел по API

Начнём с того, что базовое масло в составе готового моторного масла занимает порядка 80%. Всё остальное – это присадки, т.е. химические добавки, позволяющие в ту или иную сторону корректировать свойства, уже имеющиеся у базы.

Получают базовые масла двумя основными способами:
• путем перегонки нефти и очистки получившихся нефтепродуктов при помощи реагентов;
• путем химического синтеза из нефти, природного газа или же органических кислот.

По этому признаку все базы делят на минеральные и синтетические – имея в виду, в первую очередь, сам способ получения, а не источник.
Что же касается свойств и характеристик, имеющих значение непосредственно при эксплуатации смазки, то Американский институт нефти (API) делит все существующие на сегодняшний день базовые масла на пять групп.

I группа: масла грубой очистки

Это минеральные масла, получаемые путем растворения нефтепродуктов, оставшихся после производства бензина (или другого горючего). Имеет низкий индекс вязкости. Иными словами, нормально работает такое масло в очень узком диапазоне температур.

Значит ли это, что базы I группы – плохие? Вовсе нет. Да, технология их получения дешёвая, если сравнивать с более высокими группами. И да, как основу для автомобильных смазок их сегодня никто не применяет. В то же время, «минералку» активно и повсеместно используют для создания индустриальных масел и смазок. Например, для некоторых продуктов индустриальной линейки Lotos: машинных, редукторных, турбинных и других масел и смазок, находящих применение в самых разных областях человеческой деятельности.

II группа: чистые масла

А вот это уже масла высокой степени очистки. Для их получения применяют многоступенчатый и сложный процесс – гидрокрекинг, когда «грязное» масло под высоким давлением обрабатывают водородом, чтобы максимально убрать из него все примеси. В результате получается прозрачная жидкость с низким содержанием серы (менее 0,03%), но и по-прежнему с низким индексом вязкости – ненамного выше, чем у масел I группы.

Используются ли такие базовые масла для производства современных моторных масел? Да, конечно же, используются, но, как правило, в смеси с маслами более продвинутых групп, у которых индекс вязкости существенно выше. Чаще всего встречается комбинация баз II и III групп в разных соотношениях.

III группа: чистые масла с улучшенными свойствами

Масла этой группы также получают путём гидрокрекинга, но настолько глубокого, что в процессе меняется сама структура молекул углеводорода. За счёт такого изменения на молекулярном уровне увеличивается индекс вязкости получающегося в итоге масла, что больше всего и ценится в базах III группы и даёт основание считать их полностью синтетическими.
Это самая распространённая на сегодняшний день группа базовых масел для автомобильных смазок.

III+ группа: масла из природного газа

API не выделяет эти масла в отдельную группу, но мы всё-таки выделим. Получают их путем всё того же гидрокрекинга — но не из нефти, а из сжиженного природного газа. Технология называется GTL (gas-to-liquids), то есть преобразование газа в жидкие углеводороды. В результате получается очень чистое, похожее на воду, базовое масло, которое к тому же очень устойчиво к воздействию агрессивных условий. Автомобильные масла, созданные на такой базе, также считаются полностью синтетическими. По своим качествам они близки к маслам на базе ПAO и полиэфиров, о которых речь пойдёт чуть ниже. Не зря GTL масла применяются, в первую очередь, для создания моторных масел премиального сегмента.

IV группа: синтетика в истинном смысле

К этой группе относятся масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Таких химических соединений в природе нет, их можно только синтезировать, поэтому и базовые масла на их основе – синтетических в самом полном смысле слова. Низкотемпературные показатели у такой базы лучше, чем у III группы, поэтому моторные масла с ПАО незаменимы, например, в условиях очень низких отрицательных температур.

К ПАО-основе всегда добавляется некоторое количество базы III или II группы, а то и обеих сразу. Ну, а чаще всего встречаются такие смеси, в которых ПАО не более трети, а то и вовсе процентов 10-15. Впрочем, и их бывает достаточно, чтобы существенно повысить качество моторного масла по всем основным показателям и увеличить срок его службы раза в 1,5.

V группа: эфиры

По правде говоря, сюда входят все масла, не вошедшие в предыдущие четыре группы: силикон, вазелиновые белые масла и многие другие, которые в производстве моторных масел не используются или используются редко, да и то в смеси с базами предыдущих групп.

В контексте именно моторных масел ценны т.н. эстерысложные эфиры, полученные из жирных кислот. Базовые масла на основе сложных эфиров в настоящее время считаются самыми совершенным среди баз для моторных масел. Присадки к ним требуются в минимальном количестве – почти со всеми задачами эстеровая база справляется сама!

04.06.2021 15:07:58
0
56

Рекомендуемые статьи

Синтетика. ПАО & Гидрокрекинг

Синтетика. ПАО & Гидрокрекинг

Моторное масло является одной из самых важных жидкостей в вашем автомобиле.Целью моторного масла является уменьшение трения и поддержание чистоты двигателя и отсутствие коррозии. Еще одна важная функция – забирать тепло от движущихся частей двигателя.Большинство синтетических моторных масел производятся из нефти. Со временем масла на основе нефти будут разрушаться или разрушаться от тепла и д..

28.01.2018
0
1673
Какие бывают синтетические масла в двигатель?

Какие бывают синтетические масла в двигатель?

Синтетическое масло сделано на основе базового масла, полученного путем химического синтеза продуктов переработки нефти. Эти базовые масла, согласно действующей классификации API, делят на ряд основных групп.Группа III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные по технологии каталитического гидрокрекинга (НС-технология). По сути, это минеральные масла, чь..

12.09.2019
0
16174
Изобретение первого в мире моторного масла

Изобретение первого в мире моторного масла

Большую часть гениальных изобретений человечество изобрело случайно. Разве можно сказать, что медицина и моторные масла могут быть как-то связаны? Ведь общего обе сферы ничего не имеют. Но факт в том, что первое применение моторного масла было осуществлено именно медиком. Человек, который изучал возможности смазочных материалах именно по другим причинам, и вовсе не был связан направлением автомоби..

04.06.2021
0
30
Причины повышенного расхода топлива

Причины повышенного расхода топлива

Увеличенный расход топлива — одна из самых частых неисправностей. Как правило, этим славятся автомобили с пробегом. Однако и у новых машин аппетит может резко подскочить. Возможно, причиной перерасхода топлива стал выход из строя одного из датчиков.Некоторые датчики могут дать сбой, а то и вовсе выходить из строя. Последствия поломки не заставят себя долго ждать. На приборной панели зажигаются кон..

07.06.2021
0
40
Чем отличается 2-х тактное от 4-х тактного масла

Чем отличается 2-х тактное от 4-х тактного масла

Напрямую зависит производительность и срок службы двигателя от качества моторного масла. Всегда следует учитывать характеристики двигателя и рекомендации мировых производителей транспортных средств.2-х тактные двигателиДвухтактные двигатели комбинируют масло и топливо для обеспечения энергии, так и смазки двигателя. Они объединяются во впускном тракте цилиндра и смазывают важные компоненты, т..

08.06.2021
0
30
Как выбрать качественный воздушный фильтр

Как выбрать качественный воздушный фильтр

Полноправным компонентом в формировании топливовоздушной смеси для автомобильного двигателя является воздух. Почему важно часто менять воздушный фильтр, чтобы воздух оставался чистым и как этого добиться?В среднем автомобиль проезжает около 15 000 – 20 000 км за год. На всем протяжении этого времени автомобиль пропускает через себя десятки тысяч кубометров воздуха. К примеру для сжигания..

09.06.2021
0
34