Все, что нужно знать о составе моторных масел, чтобы понимать их истинную ценность
Более половины себестоимости моторного масла приходится на стоимость его базы – базового масла, которое есть основа любого смазочного материала.Казалось бы: зачем обычному автолюбителю вдумываться, что там внутри у моторного масла? Какую ценность несёт в себе знание о том, например, что такое базовые масла, какими они бывают и чем они друг от друга отличаются?
Пожалуй, немного разбираться в вопросе следует хотя бы затем, чтобы понимать, за что именно мы платим, покупая автомобильное масло: за реальную ценность состава – или за выдающийся маркетинг.
Группы базовых масел по API
Начнём с того, что базовое масло в составе готового моторного масла занимает порядка 80%. Всё остальное – это присадки, т.е. химические добавки, позволяющие в ту или иную сторону корректировать свойства, уже имеющиеся у базы.Получают базовые масла двумя основными способами:
• путем перегонки нефти и очистки получившихся нефтепродуктов при помощи реагентов;
• путем химического синтеза из нефти, природного газа или же органических кислот.
По этому признаку все базы делят на минеральные и синтетические – имея в виду, в первую очередь, сам способ получения, а не источник.
Что же касается свойств и характеристик, имеющих значение непосредственно при эксплуатации смазки, то Американский институт нефти (API) делит все существующие на сегодняшний день базовые масла на пять групп.
I группа: масла грубой очистки
Это минеральные масла, получаемые путем растворения нефтепродуктов, оставшихся после производства бензина (или другого горючего). Имеет низкий индекс вязкости. Иными словами, нормально работает такое масло в очень узком диапазоне температур.Значит ли это, что базы I группы – плохие? Вовсе нет. Да, технология их получения дешёвая, если сравнивать с более высокими группами. И да, как основу для автомобильных смазок их сегодня никто не применяет. В то же время, «минералку» активно и повсеместно используют для создания индустриальных масел и смазок. Например, для некоторых продуктов индустриальной линейки Lotos: машинных, редукторных, турбинных и других масел и смазок, находящих применение в самых разных областях человеческой деятельности.
II группа: чистые масла
А вот это уже масла высокой степени очистки. Для их получения применяют многоступенчатый и сложный процесс – гидрокрекинг, когда «грязное» масло под высоким давлением обрабатывают водородом, чтобы максимально убрать из него все примеси. В результате получается прозрачная жидкость с низким содержанием серы (менее 0,03%), но и по-прежнему с низким индексом вязкости – ненамного выше, чем у масел I группы.Используются ли такие базовые масла для производства современных моторных масел? Да, конечно же, используются, но, как правило, в смеси с маслами более продвинутых групп, у которых индекс вязкости существенно выше. Чаще всего встречается комбинация баз II и III групп в разных соотношениях.
III группа: чистые масла с улучшенными свойствами (Гидрокрекинг)
Масла этой группы также получают путём гидрокрекинга, но настолько глубокого, что в процессе меняется сама структура молекул углеводорода. За счёт такого изменения на молекулярном уровне увеличивается индекс вязкости получающегося в итоге масла, что больше всего и ценится в базах III группы и даёт основание считать их полностью синтетическими.Это самая распространённая на сегодняшний день группа базовых масел для автомобильных смазок.
III+ группа: масла из природного газа
API не выделяет эти масла в отдельную группу, но мы всё-таки выделим. Получают их путем всё того же гидрокрекинга — но не из нефти, а из сжиженного природного газа. Технология называется GTL (gas-to-liquids), то есть преобразование газа в жидкие углеводороды. В результате получается очень чистое, похожее на воду, базовое масло, которое к тому же очень устойчиво к воздействию агрессивных условий. Автомобильные масла, созданные на такой базе, также считаются полностью синтетическими. По своим качествам они близки к маслам на базе ПAO и полиэфиров, о которых речь пойдёт чуть ниже. Не зря GTL масла применяются, в первую очередь, для создания моторных масел премиального сегмента.IV группа: синтетика в истинном смысле
К этой группе относятся масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Таких химических соединений в природе нет, их можно только синтезировать, поэтому и базовые масла на их основе – синтетических в самом полном смысле слова. Низкотемпературные показатели у такой базы лучше, чем у III группы, поэтому моторные масла с ПАО незаменимы, например, в условиях очень низких отрицательных температур.К ПАО-основе всегда добавляется некоторое количество базы III или II группы, а то и обеих сразу. Ну, а чаще всего встречаются такие смеси, в которых ПАО не более трети, а то и вовсе процентов 10-15. Впрочем, и их бывает достаточно, чтобы существенно повысить качество моторного масла по всем основным показателям и увеличить срок его службы раза в 1,5.
V группа: эфиры
По правде говоря, сюда входят все масла, не вошедшие в предыдущие четыре группы: силикон, вазелиновые белые масла и многие другие, которые в производстве моторных масел не используются или используются редко, да и то в смеси с базами предыдущих групп.В контексте именно моторных масел ценны т.н. эстеры – сложные эфиры, полученные из жирных кислот. Базовые масла на основе сложных эфиров в настоящее время считаются самыми совершенным среди баз для моторных масел. Присадки к ним требуются в минимальном количестве – почти со всеми задачами эстеровая база справляется сама!
Рекомендуемые статьи
Синтетика. ПАО & Гидрокрекинг
Чтобы безупречная работа двигателя вашего автомобиля продлилась максимально долго, стоит выбирать только максимально эффективные и качественные моторные масла. В этой статье мы расскажем о видах синтетических масел с выдающимися характеристиками. Что такое синтетическое моторное масло?На автомобильных форумах часто обсуждают, что считать синтетическим базовым маслом. Ответ прост: синтетическое ..
Какие бывают синтетические масла в двигатель?
Синтетическое масло сделано на основе базового масла, полученного путем химического синтеза продуктов переработки нефти. Эти базовые масла, согласно действующей классификации API, делят на ряд основных групп.Группа III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные по технологии каталитического гидрокрекинга (НС-технология). По сути, это минеральные масла, чь..
Изобретение первого в мире моторного масла
Кто изобрел первое в мире моторное масло?Большую часть гениальных изобретений человечество изобрело случайно. Разве можно сказать, что медицина и моторные масла могут быть как-то связаны? Ведь общего обе сферы ничего не имеют. Но факт в том, что первое применение моторного масла было осуществлено именно медиком. Человек, который изучал возможности смазочных материалах именно по другим причинам, и ..
Причины перерасхода топлива
Увеличенный расход топлива — одна из самых частых неисправностейКак правило, этим славятся автомобили с пробегом. Однако и у новых машин аппетит может резко подскочить. Возможно, причиной перерасхода топлива стал выход из строя одного из датчиков.Некоторые датчики могут дать сбой, а то и вовсе выходить из строя. Последствия поломки не заставят себя долго ждать. На приборной панели зажигаются контр..
Чем отличается 2-х тактное от 4-х тактного масла
Напрямую зависит производительность и срок службы двигателя от качества моторного масла. Всегда следует учитывать характеристики двигателя и рекомендации мировых производителей транспортных средств.В двухтактном двигателе масло и бензин смешиваются в определенной пропорции, и полученная смесь полностью сгорает при условии использования свежей и качественной смеси. В четырехтактных двигателях, наоб..
Как выбрать качественный воздушный фильтр
Почему важно часто менять воздушный фильтр?Полноправным компонентом в формировании топливовоздушной смеси для автомобильного двигателя является воздух. В среднем автомобиль проезжает около 15 000 – 20 000 км за год. На всем протяжении этого времени автомобиль пропускает через себя десятки тысяч кубометров воздуха. К примеру для сжигания 1 л бензина требуется порядка 12 кубометров воздуха..
Спецификация моторных масел ILSAC GF-6
Чтобы соответствовать меняющимся стандартам экономии топлива и выбросов, современное оборудование двигателя эволюционировало и требует более эффективных смазочных материалов. Уменьшение габаритов двигателя, турбонаддув, непосредственный впрыск бензина (GDI или TGDI), регулируемые фазы газораспределения, а также внедрение технологий остановки / запуска, гибридных технологий означает, что тесты GF-5..
Стандарт масел ACEA A5/B5
Моторное масло стандарта ACEA A5/B5: особенности, преимущества и применениеПроизводители автомобилей указывают в руководстве не только рекомендуемую вязкость масла, но и соответствие определенным стандартам, таким как ACEA, API, ILSAC и другим. Эти спецификации учитывают допуски, класс качества и эксплуатационные характеристики масла. Таким образом, при выборе моторного масла важно ориентиров..