Современные двигатели изнашиваются быстрее прежних, и тому есть немало причин. Но отсрочить приход в негодность двигателя можно, главное ответственно относиться к автомобилю.
5 шагов к долгой жизни двигателя
Следить за температурным режимом
Не допускать перегрева, вовремя мыть радиаторы. Состояние системы охлаждения – еще один кирпич в фундаменте долголетия. Уровень антифриза, чистота радиатора, целостность патрубков, которые, будучи "уставшими", могут лопнуть на жаре – все это чрезвычайно важно. Стоит помнить, что одни моторы худо-бедно переживут перегрев, а для других он смерти подобен: скажем, пробьет прокладку головки блока цилиндров со всеми вытекающими последствиями.
Прогревать двигатель до рабочей температуры
После холодного пуска немного прогревать двигатель, а дальше двигаться, не давая больших нагрузок вплоть до полного прогрева;
Следить за исправностью каталитического нейтрализатора
Проверять состояние электронной диагностикой и визуально, своевременно заменять керамический блок ремонтным;
Применять качественные воздушные фильтры
Своевременно и правильно менять их. Засорившийся некачественный воздушный фильтр может затянуть очень много грязи в ДВС, а в следствии со временем начнут появляться новые проблемы…
Применять качественное топливо и моторное масло
Моторное масло нужно менять вовремя – это всем известно, но некоторые напрочь забывают о сервисном интервале. Если машина у вас возрастная, то есть смысл перейти на смазочные материалы с увеличенной вязкостью для компенсации зазоров, появившихся вследствие износа. Кроме того, в маслах подобного типа содержатся присадки, полезные для немолодых моторов.
Менять масло нужно по регламенту. При этом крайне желательно также учитывать индивидуальные особенности эксплуатации транспортного средства. Дело в том, что так называемые «тяжелые» условия эксплуатации требуют от водителя дополнительного сокращения межсервисного интервала.
Тяжелые условия эксплуатации двигателя
- Если автомобиль преимущественно ездит по городу с малой скоростью и низкими оборотами;
- Для машины актуальны частые и короткие поездки;
- Двигатель, особенно зимой, не прогревается должным образом и не выходит на рабочие температуры;
- ТС долго стоит в пробках, мотор часто и много работает на холостом ходу;
- Регулярно буксируется прицеп, перевозятся грузы и т.д.
А ускорение темпа жизни отразилось даже на двигателях внутреннего сгорания. Еще пару десятков лет назад цилиндры и поршни изнашивались довольно медленно. Стенки цилиндров постепенно лишались следов хона и становились зеркальными. Поршни тоже понемножку теряли слой металла на своих юбках. Поверхность алюминия становилась матовой. Зазор в цилиндре рос, но постепенно. Со временем в верхней части цилиндра образовывалась ступенька в зоне остановки верхнего компрессионного кольца.
А современные моторы всё чаще заканчивают жизнь по-другому: у них образуются задиры.
Что такое задир в двигателе?
Задиром называют взаимное повреждение поверхностей трения при их работе без зазора. Нет зазора — значит, прекращается смазка. Дальнейшее движение в отсутствие смазки приводит к микросвариваниям выступающих элементов микронеровностей. Срыв этих частиц ведет к дальнейшему росту температуры. В случае с цилиндром это еще больше увеличивает диаметр поршня вследствие термического расширения — задир растет. Явление может продолжаться вплоть до полного заклинивания поршня. Итог — разрушение поршня, шатуна, блока цилиндров и, возможно, коленвала.
Где образуется задир?
Чаще задирает ту стенку поршня, на которую действуют силы от наклоненного шатуна при рабочем ходе. Поэтому лучше себя чувствуют моторы, где с этой стороны расположен более холодный впуск, а не горячий выпуск. При поперечном расположении мотора и правом вращении коленвала больше нагружена задняя стенка, и, следовательно, выгодны моторы с выпуском на передней стороне мотора.
А как часто задиры возникали на старых автомобилях?
Было, конечно, - и в прошлом веке моторы иногда задирало. Но, как правило, лишь когда при ремонте допускали очень малый зазор по поршню, когда двигатель не обкатывали после ремонта, и когда давали большую нагрузку «на холодную».
Относительная температура двигателя
Современные указатели температуры зачастую настроены так, что показывают, что все нормальном состоянии, даже когда температура двигателя составляет 105–110° C. Но ведь водитель не в курсе, что еще чуть-чуть — и начнется местное вскипание жидкости, теплоотвод упадет и — здравствуй, задир в цилиндре. Лучше всего установить дополнительное устройство для контроля за температурой и узнать характер своей машины — какому показанию стрелки какая реальная температура соответствует.
Когда "прихватывает" двигатель?
Тепловой прихват – непродолжительная перегрузка двигателя, повлекшая за собой полный или частичный клин двигателя.
В нынешних моторах прихват возможен:
- при перегреве двигателя, когда поршень расширился больше расчетного;
- при большой нагрузке на холодном моторе, когда поршень нагрелся и расширился, а цилиндр не успел;
- при плохой смазке пары поршень-цилиндр.
Способствует раннему образованию задиров и экономия производителей на установке форсунок, подающих масло на днище поршня. Ведь струйка масла может отводить от поршня 30–50% тепла, снижая его температуру примерно на 20° С! Это отодвигает порог детонации и уменьшает вероятность появления задиров.
Вдобавок задиры могут возникать при неумеренном использовании пусковых жидкостей, когда смазка со стенок цилиндров смывается, а затем следует резкий запуск, и выход мотора на высокие обороты.
Задиры возможны и при запуске очень долго стоявших двигателей с исчезнувшей пленкой смазки и даже с коррозией цилиндров и поршневых колец.
Для защитных мер во всем температурном диапазоне рекомендуем присадку Pro-Tec Oil Booster (OB) P1301 в моторное масло, которая образует высокомолекулярную защитную пленку и предотвращает образование отложений. Оптимизирует двигатель под мягкую работу трущихся деталей.Попадание песка, грязи и микрочастиц в ДВС
Картина, похожая на задиры, появляется на стенках и юбках поршней при попадании в цилиндры посторонних частиц. Фактически цилиндр и поршень трут друг друга при помощи микрочастиц.
Основных путей попадания песка два: свечные отверстия и впускной тракт двигателя, начиная с воздушного фильтра. Если при замене свечей колодец был недостаточно очищен, то вся грязь окажется в цилиндре. Ведь свечи почти всегда смотрят или вверх, или под углом, но всё равно вверх.
Впускной тракт может подсасывать пыль и песок как до дроссельной заслонки, так и после (в виду сильного разрежения для подсоса достаточно даже мизерных отверстий). Причина — усохшие резиновые прокладки, соскочившие трубочки различных механизмов, управляемых вакуумом.
Для профилактических действий по удалению загрязнений с воздушного тракта мы рекомендуем Pro-Tec Triple X Plus P2241.
Комбинация биологически активных веществ эффективно удаляет загрязнения во всей системе воздушного тракта, дроссельной заслонки, впускного и выпускного коллекторов, клапанов и камеры сгорания. Смазывает и защищает всю систему, препятствует образованию новых отложений. За счет целенаправленной очистки двигатель работает устойчиво, снижается расход топлива и выброс отработанных газов.
Разрушительные частицы керамики катализатора
Частицы керамики от разрушающегося каталитического нейтрализатора могут попадать в двигатель, если он действительно керамический (бывают и на металлической основе) и, если применена схема с катколлектором.
В этом случае блок нейтрализатора находится в выпускном коллекторе на расстоянии около 200–300 мм от выпускных клапанов. Когда керамика начинает разрушаться, а это происходит при пробеге 50–150 тысяч км в зависимости от производителя нейтрализатора и качества топлива, растет вероятность попадания частиц через открытые выпускные клапаны в цилиндры двигателя. Это происходит чаще всего на моторах с фазовращателями на обоих распределительных валах и системами рециркуляции отработавших газов.
А вот на двигателях с турбонаддувом такое явление невозможно в принципе: защитой в выхлопе служит турбонагнетатель.
Для профилактических мер рекомендуем использовать очиститель катализатора Pro-Tec OXICAT P1180. Растворяет смолы, камедь и углистые налеты во всей топливной системе, а также кислородного датчика (лямбда-зонда) и каталитического нейтрализатора. Позволяет избежать дорогостоящего ремонта катализатора. Обеспечивает правильное функционирование каталитического нейтрализатора и кислородного датчика.