Искусство езды по дорогам с ямами может существенно продлить жизнь подвеске. Хороший водитель анализирует дорогу и вовремя тормозит. Но что значит вовремя?
Сила воздействия на упругие элементы подвески зависит от целого ряда условий: скорости движения, загрузки автомобиля и рельеф дороги.
Если в классическом легковом автомобиле салон полон людей, багажник полностью загружен, а ям на дороге очень много, то запас по энергоемкости шасси заметно сокращается. Стоит колесам попасть в яму или наехать на "лежачего полицейского", и подвеску может повредить - амортизаторы замкнутся на ограничители, и энергия удара пойдет на кузов, сотрясая ходовую и весь присутствующих в автомобиле.
Тем не менее, лучше всего будет объехать повреждённое полотно по соседней дороге, чтобы лишний раз не подвергать машину угрозе.
Если проехать по проблемному участку всё же придётся, то стоит поставить на машину более подходящие для такой местности высокопрофильные покрышки.
Принцип "чем больше скорость - тем меньше ям" не работает.
Пассажирам, возможно, будет комфортнее, но нагрузка на элементы подвески в таком случае серьезно возрастает - ведь удар принимают на себя ступичные подшипники, поворотные кулаки, а также диски и шины. Причем, чем тяжелее автомобиль, и выше скорость движения, тем больший вред наносится конструкции.
Энергия удара будет передаваться в этом случае в сайлентблоки и рычаги подвески. Будут страдать также опорные подшипники, амортизаторы и колесные диски. Более того, вред будет наноситься даже коробке передач, поскольку при прохождении препятствия под тягой на всю трансмиссию оказываются повышенные ударные нагрузки.
Однако многие водители пускаются и в другую крайность - увидев яму или неровный стык, они просто бьют по тормозам перед дорожным препятствием, удерживая ногу на педали тормоза до отказа при проезде неровностей. И снова ошибка.
При резком нажатии на тормоз автомобиль, образно говоря, кренится передней частью, и пружины с амортизаторами сжимаются. Если скорость высока, ход подвески быстро вырабатывается. В результате, когда колесо наезжает на края выбоины, энергия удара не гасится, а переходит на элементы шасси. Ударные нагрузки, разумеется, очень даже ощущают водитель и пассажиры. Нередки ситуации, когда водитель пробивает в такой ситуации сразу два передних колеса, гнутся диски, дают течь амортизаторы. К тому же при таком резком торможении вас может “догнать” другой автомобиль.
Все зависит от момента, в который водитель предпринимает торможение. Немедленно тормозить нужно не прям перед препятствием, а не доезжая до него 5-7 метров. Непосредственно перед выбоиной или дорожным выступом нужно убрать ногу с тормоза и слегка нажать на газ. Тогда подвеска начнет, разгружаться, автомобиль присядет на заднюю ось, пружины и амортизаторы передней подвески разожмутся и часть массы автомобиля снимется с преодолевающего препятствие "передка".
Если на большой скорости ямы не избежать, то проезд на скорости 70 км/ч будет гораздо безопаснее, чем попадание на скорости в 40 км/ч при полностью выжатых тормозах и практически заблокированных колесах, которые передадут всю энергию на кузов автомобиля и его подвески. К тому же автомобиль накренится вперед, что, возможно, будет чревато для “ходовки”.Опытные водители могут практиковать не только поперечную динамическую нагрузку, но и продольную. Суть состоит в разгрузке одного из бортов автомобиля. Так происходит, к примеру, когда машина движется на высокой скорости по дуге. На элементы шасси с внешней стороны поворота оказывается в этом случае повышенная нагрузка. Колеса же, идущие по внутренней стороне виража, напротив, разгружаются.