Время от времени каждый автомобилист слышит свист и скрежет тормозов своей машины. Посторонний шум тормозов нельзя игнорировать, так как от него зависит безопасность на дороге.
Основные причины скрипа тормозов
Естественные колебания
Когда срабатывают тормоза, колодки начинают касаться поверхности диска и вибрировать. Звук резонирует в колесной арке, заставляя водителя опасаться поломки механизма. В зависимости от модели автомобиля этот писк может быть не слышен.
Некоторые производители в процессе изготовления качественных
тормозных колодок добавляют к фрикционному слою специальные накладки, гасящие
возникающие вибрации.
Новые колодки
После замены колодок может возникнуть постоянный скрип. Это тоже естественный эффект. Причина тому - специальный защитный слой на поверхности новых колодок. Шум будет слышен до тех пор, пока слой полностью не износится.
По этой причине механики рекомендуют после установки новых
элементов «прожигать» их резкой тормозной нагрузкой.
Несовместимость материалов колодок и дисков
При изготовлении колодок и дисков производитель может использовать свое соотношение компонентов, из которых состоят эти детали. По этой причине элемент может быть несовместим с деталью, установленной на автомобиле, что может вызвать ускоренный износ или постоянный скрип тормозов.
Перегрев
Дисковый тормоз может пострадать не только от перегрева колодок, но и от самого диска. Иногда сильная жара и постоянный механический процесс могут изменить геометрию данной детали. В результате происходит частое соприкосновение элементов тормозной системы друг с другом, из-за чего при нажатии колеса начнут скрипеть.
Пора смазать механизм
Одна из частых причин скрипов тормозов - недостаток смазки
на движущихся частях суппорта.
Не смазывание механизма подходящим материалом может не повлиять на характеристики замедления. Однако бывает, что механический привод может заблокироваться из-за большого количества ржавчины. Изношенный блок необходимо будет заменить, а по сравнению с расходными материалами он стоит намного дороже.
Изношены колодки или диски
Индикатор износа — это слой металлических частиц во
фрикционной части колодки. Когда поверхность изнашивается до этого слоя,
металлический контакт приводит к характерному шлифовальному звуку.
Этот звук нельзя игнорировать, даже если автомобиль не
потерял сцепление с дорогой. С каждым пройденным километром колодка
изнашивается сильнее, что отрицательно сказывается на состоянии дисков.
Основной материал, из которого изготавливают диски для автомобильных тормозов, - чугун. Хотя он намного прочнее контактной поверхности колодок, этот металл плохо переносит высокую температуру. Физический контакт сигнального слоя с нагретым диском ускоряет износ второго, а его замена - более дорогостоящая процедура.
Система торможения загрязнена
У современной дисковой тормозной системы есть одно
преимущество перед барабанными тормозами. Механизмы в нем лучше
вентилируются, что обеспечивает более эффективное охлаждение. Правда, это
преимущество также является его ключевым недостатком. Движение по пыльной
и илистой местности может привести к попаданию посторонних предметов и пыли или
грязи на незащищенные части.
Если автомобилист увлекается ездой по бездорожью, то на
металлических поверхностях (дисках или механизмах) может образовываться
ржавчина, что тоже издает аналогичный звук и медленно повреждает
деталь. Чтобы избежать ускоренного износа и повреждения деталей, водитель
должен избегать попадания колес в лужи во время длительных поездок или в
жару.
Заедание суппорта или цилиндры
Если водитель игнорирует вышеуказанные симптомы и не
выполняет плановое техническое обслуживание, привод суппорта в конечном итоге
может заклинивать. Вне зависимости от того, в каком положении наблюдается
клин, это всегда чревато.
В случае клина при неактивной системе автомобиль не сможет
вовремя остановиться перед препятствием. Когда блокировка происходит
нажатием на педаль, это может спровоцировать экстренное торможение, что создает
аварийную ситуацию.
Некачественные колодки
Приобретая дешевые расходные материалы, нужно быть готовым к
тому, что при проявлении базового слоя сигнальная часть детали может сильно
поцарапать диски из-за высокого содержания абразивных примесей.
Помимо постоянного раздражающего шума при шлифовании, эта
проблема сокращает срок службы детали. Чтобы этого не произошло, замена
колодок требуется, как только появляется характерный звук. Лучше покупать
качественную продукцию. Расходные материалы для автомобилей не настолько
дорогие, чтобы из-за низкого качества выбрасывать основную часть, которая могла
бы прослужить намного дольше.
Нарушена геометрия пылезащитного экрана
Деформация этого элемента тоже вызвана перегревом, как
тормозной диск. Также аналогичная проблема возникает, когда твердый
предмет ударяется об экран.
Иногда пылезащитный экран меняет форму в результате
неграмотного ремонта.
Отдельного внимания заслуживает тип барабанного тормоза. Хотя посторонние предметы и грязь снаружи априори не могут попасть в их конструкцию, накладки в них также изнашиваются.
Барабан может содержать абразивные частицы (материал
накладки, который отламывается при торможении). Они влияют на состояние
тормозов. По этой причине бюджетные современные автомобили оснащаются
барабанными тормозами только на задней оси.